-
Светлана Гаврилова
Для меня особенность «Среды» в том, что обучение здесь основано на естественной потребности детей учиться, узнавать новое. Я вижу, что многие альтернативные школы сегодня озабочены тем, как увлечь детей, создать им мотивацию учиться. В «Среде» эта задача решается природосообразно, и тогда не надо призов, наклеек, чрезмерной похвалы. Дети рады тому, что их «Я могу» с каждым днём всё больше. Дети учатся, потому что сам процесс приносит радость и интерес (самые важные эмоции).
-
Инна Корзухина
За что я люблю Среду.
Бесконечно можно смотреть на три вещи: как горит огонь, как течет вода и как занимаются дети в классе Монтессори. Я очень люблю наблюдать их сосредоточенные лица, высунутые от усердия кончики языков, их радость когда «Получилось!» «Я понял!». Когда я захожу в класс, а меня никто не замечает, настолько все глубоко в своих процессах. Один шьет на швейной машинке, другой решает задачу с помощью золотого материала, третий пишет эссе по литературе. Непременно кто-нибудь сидит на «читающем» окне с книжкой.
Когда я начинала работать в школе Монтессори, мне очень трудно было поверить в то, что если у ребенка будет выбор между математикой, рисованием и настолками, он выберет математику. Для меня это было чудо, когда они ходили за мной и требовали еще примеров, потому что опять все перерешали! Хотя, казалось бы, что удивительного в том, что дети любят учиться? Это же вроде как естественно?
Но для нас это чудо, потому что наша образовательная система умудряется полностью отбить у детей это желание. У ребенка очень много вопросов, ему безумно интересно, как устроен мир. Но в школе ему начинают давать ответы на вопросы, которых он еще не задал. У него целиком отбирают инициативу. После этого творческий процесс открытия нового, освоения новых инструментов взаимодействия с миром (таких как чтение, счет, письмо и т.д), превращается в тягостную рутину.
Вы уже поняли, что в Среде, конечно, все не так!)
-
Катя Масленникова
Чем мне нравится наша «Среда»?
Мы позиционируем себя как «семейное Монтессори-пространство». Для меня очень важно здесь слово «семейное». До этого я работала в разных частных школах, и некоторые проекты были довольно масштабными. Там кипела бурная, интересная жизнь, но лично мне иногда не хватало камерности и уюта, того особенного внимания, с которым друг к другу (и к детям) относятся лишь самые близкие люди. У нас все очень по-домашнему: совсем нет ощущения, что ты приходишь в формальное «образовательное учреждение». Никогда не останется незамеченным, в каком настроении пришел ребенок на урок. Уставшего после работы родителя мы напоим ароматным чаем, да еще и с печеньем, которое испекли сами дети. Конечно, чай и печенье – не главное в образовательном процессе, но именно это создает атмосферу. Когда детям не хочется вечером уходить домой, и они просят сделать каникулы покороче, я чувствую, что мы работаем правильно.Почему еще важно слово «семейное»? Потому, что наша школа – это не бизнес-проект. Она создавалась не потому, что кто-то хотел заработать денег. Организаторы делали школу для своих детей. И сами организаторы, и другие родители-единомышленники стараются участвовать во всех школьных начинаниях. Например, бабушка и дедушка одного нашего ученика – учёные-гидрологи. И вот, благодаря им, наши школьники помогли настоящему научному эксперименту в Институте гидрологии. Родители часто принимают участие в наших поэтических баттлах и спектаклях. Мы вместе делаем жизнь наших детей интересной и насыщенной, сами получая от этого удовольствие. Лично я, например, когда выпадает возможность, хожу с нашими детьми на уроки английского (они меня при этом часто обгоняют ). Мне кажется, не нужно представать перед детьми этакими «всезнайками» – пусть они увидят, что учиться чему-то можно в любом возрасте. Наш педагог по английскому языку, кстати, организовала и группы для родителей. Теперь дети с родителями соревнуются – кто, например, назовет по-английски больше зверей?
Для меня важно, что не только взрослые выбирают разные активности для детей. У нас есть «волшебный сундучок идей», в который любой желающий может положить записочку со своим предложением – поход в музей, футбольный матч, квест, испечь пирог с вишней… Раз в неделю-две мы этот сундучок открываем и вместе обсуждаем заявки. Тут важно заметить, что у нас для исполнения желаний выделен специальный день – среда. В этот день мы не учимся, а как раз и воплощаем наши идеи. Я люблю этот день, и мне казалось, что и дети разделяют мою точку зрения – все-таки в этот день нет уроков… Но, к моему радостному удивлению, многие, когда мы обсуждали эту тему, сказали: «да, среда – веселый день, но и вторник, когда у нас английский, и четверг, когда математика, и пятница, когда живопись…». А одна девочка сказала, что у нее «все дни любимые, кроме субботы и воскресенья». В общем, я совершенно искренне думаю, что мечтала бы быть ребенком, который учится в нашей школе.
И еще один важный для меня момент. Иногда в домашних школах, стремясь избежать формальной «заорганизованности», впадают в другую крайность: некоторую беспорядочность и хаотичность. В других школах мне приходилось, к сожалению, с этим сталкиваться – расписание не соблюдается, уроки начинаются не вовремя, и т.п. В «Среде» все процессы хорошо простроены – в этом, а не только в Монтессори-материалах, проявляется истинно монтессорианский дух. Оттого и дети, и педагоги чувствуют себя комфортно и спокойно.
Мне всегда хорошо в «Среде». Хочется и дальше расти вместе с ней – учиться, развиваться, общаться.